Вместо «Мулан»: отличные фильмы в жанре уся на замену диснеевской сказки

Примечания

  1. «Faith, Film and Philosophy: Big Ideas on the Big Screen» edited by R. Douglas Geivett, James S. Spiegel
  2. «The Matrix Trilogy: Cyberpunk Reloaded» edited by Stacy Gillis

Источники

  1. «Faith, Film and Philosophy: Big Ideas on the Big Screen» edited by R. Douglas Geivett, James S. Spiegel
  2. «The Matrix Trilogy: Cyberpunk Reloaded» edited by Stacy Gillis

Сянься - 仙侠 (xian xia), дословно "Бессмертный рыцарь". Это жанр, основанный на китайском фольклоре и мифологии, где присутствует магия, бессмертные, боги, духи и демоны. Жанр во многом основам на даосизме, в котором считалось, что люди могут путем самосовершенствования (медитации и культивации сил) достичь бессмертия. Самосовершенствующиеся также делятся на кланы, секты и школы и борются за власть в своем мире.

ХАРАКТЕРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ЖАНРА:

Уся в кино

Первым фильмом уся, снятом в самом Китае, было «Сожжение храма красного лотоса» (1928). Начиная с середины 1920-х гг. фильмы в жанре уся производились на сингапурской студии братьев Шоу. Шедевром этой студии считается боевик «Человек меча» (1967).

Начиная с 1970-х гг. популярность фильмов уся пошла на убыль — их вытеснили фильмы[1], сравнительно реалистично изображающие кунфу, или китайский бокс; во многих из них главные роли исполнил Брюс Ли («Китайский связной», 1972).

265px-wuxia_jump.jpg Производство современных фильмов в жанре уся невозможно представить без использования спецэффектов (Кадры из фильма Крадущийся тигр, затаившийся дракон)

С распространением спецэффектов и экономическим подъёмом Китая создались предпосылки для возрождения китайского фэнтези с боевыми искусствами. Большая заслуга в этом принадлежит ленте тайваньского режиссёра Энга Ли «Крадущийся тигр, затаившийся дракон» (2000), которая стала самым кассовым неанглоязычным фильмом в истории США и была представлена к премии «Оскар» в десяти номинациях.

Вслед за Энгом Ли внимание на уся обратил китайский режиссёр Чжан Имоу, обогативший жанр уся крупнобюджетными драмами «Герой» и «Дом летающих кинжалов».

В последнее время отмечено влияние[2] условностей жанра уся (сверхчеловеческие скорость, реакция, удары, полёты) на голливудские блокбастеры (напр., трилогия «Матрица»). Существуют и пародии жанра уся: например, пародийный боевик «Разборки в стиле кунг-фу» Стивена Чоу и полнометражный мультфильм «Кунг-Фу Панда» студии DreamWorks Animation.

История жанра

Одним из первых произведений в жанре уся была танскаяновелла «Куньлуньский раб», повествующая о чернокожем невольнике, который благодаря чудесному навыку прыгать с крыши на крышу и взбираться по гладким стенам домов спасает из мандаринскогогарема подругу своего хозяина. К жанру уся можно отнести и знаменитый средневековый роман «Речные заводи».

Во времена династий Мин и Цин на изображения «благородных разбойников» был наложен запрет с тем, чтобы описания фантастических единоборств не воспламеняли души подданных императора. Вторую жизнь жанр обрёл с обвалом императорского Китая в начале XX века.

Коммунистические власти Китая неодобрительно относились к авторам уся, зато в Тайване и Гонконге с 1960-е по 1980-е гг. уся развился в один из самых популярных жанров массовой культуры. На Западе первые поклонники китайского фэнтези появились с публикацией переводов произведений гонконгского автора Цзинь Юна. Последние годы XX и начало XXI вв. были ознаменованы появлением компьютерных игр в жанре уся («Jade Empire», «Dynasty Warriors»).

180px-porcelaine_chinoise_guimet_281107.jpg Фарфоровое блюдце с изображением на тему «Речных заводей» (правление Канси, XVIII век)

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий