Императрица Китая У Цзэтянь (18+)

Царствование

Гао-цзун с каждым годом слабел душой и телом, так что в течение последних 23 лет его жизни страной фактически правила императрица У. Она самолично отбирала военачальников, которые вели войны на Корейском полуострове. В значительной степени благодаря её проницательности и энергичности к 675 году Корея лежала у ног танского императора.

Колоссально возросло в стране влияние буддизма.

При малейшем подозрении У беспощадно расправлялась с непокорными, внушая придворным благоговейный трепет. По мнению Л. Н. Гумилёва, в устроенных императрицей гонениях на пособников возвышения династии Тан «глухая ненависть китайской знати к династии, которую она считала инородческой, прорвалась и нашла достойного вождя».[2]

После смерти супруга в 683 году императрица передала престол старшему сыну Чжун-цзуну, однако, обратив внимание на его беспомощность и покорность своей молодой супруге, уже через месяц сослала их и возвела на престол другого сына, Жуйцзуна, который на протяжении шести лет оставался послушной марионеткой в её руках. Подобное развитие событий вызвало протест танских легистов, однако поднятое ими на юге восстание было жестоко подавлено императрицей.

Большая пагода диких гусей, достроенная в Чанъане при императрице У.

В культуре

  • «Императрица», роман франкоязычной китайской писательницы Шань Са (2003). Описывает судьбу императрицы У от первого лица. ISBN 5-224-05475-3
  • «Детектив Ди» (2010), фэнтези режиссёра Цуй Харка, действие которого происходит во времена правления императрицы У.

Император Китая

К 690 году позиции У стали настолько прочны, что она свергла сына и 19 октября провозгласила себя императрицей (точнее, императором), — событие, не имевшее прецедентов в истории Поднебесной. «Буддисты немедленно написали сочинение, доказывающее, что У — дочь Будды и должна наследовать империю у династии Тан. В благодарность за поддержку, императрица издала указ, повелевавший во всех городах страны строить буддийские храмы».[3]

Хотя западные и северные границы Танской империи трещали от напора кочевников — тюркютов и киданей, императрица вынуждена была сосредоточить своё внимание на вопросах престолонаследия. Члены семейства У (её родные племянники), и до того приближенные к трону, после провозглашения династии Чжоу видели себя наследниками престола. После долгих колебаний императрица в 698 году вернула из ссылки Чжун-цзуна и указала на него как на будущего императора. С членами своего семейства она расправлялась так же круто, как и со всеми прочими.

У Цзэтянь ввела в китайский язык от 10 до 30 придуманных её чиновником иероглифов. Большинство из них по окончании её правления были забыты, но некоторые сохранились как вариантные.

В последние годы жизни (начиная с 699 г.) рассудительность императрицы была поколеблена наплывом старческого сластолюбия. В частности, она приблизила к себе двух братьев сомнительной репутации, представителей семейства Чжанов, которые стали её любовниками. Несмотря на увещевания придворных, старая и больная правительница всецело полагалась на преданность Чжанов. В феврале 705 году группа заговорщиков из числа высших сановников овладели дворцом, предали Чжанов казни, а императрицу отправили умирать в загородное поместье. Императором был провозглашён Чжун-цзун.

Рекомендации

Цитаты

Источники

* Ротшильд, Н. Генри, Генри (2015). Император У Чжао и ее пантеон Дэви, божеств и династических матерей . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Колумбия, UP. С. 32, 115, 174, 187, 209, 210, 213, 221.

  • Беквит, Кристофер И. (2009). Империи Великого шелкового пути: история Центральной Евразии от бронзового века до наших дней . Принстон: Издательство Принстонского университета. ISBN   978-0-691-13589-2 .
  • Старая книга Тан (на китайском языке). т. 6 . c. 925.
  • Коттерелл, Йонг Яп; Коттерелл, Артур (1975). Ранняя цивилизация Китая . Нью-Йорк: Сыновья Г. П. Патнэма. ISBN   978-0-399-11595-0 .
  • Фэрбэнк, Джон Кинг (1992). Китай: новая история . Кембридж, Массачусетс: Belknap Press / Harvard University Press. ISBN   978-0-674-11670-2 .
  • Мерк, Альфреда (2000). Поэзия и живопись в Китае песни: тонкое искусство инакомыслия . Кембридж, Массачусетс, и Лондон: Азиатский центр Гарвардского университета Института Гарварда-Йенчинга. ISBN   978-0-674-00782-6 .
  • Новая книга Тан (на китайском языке). тт. 4 , 76 . c. 1050.
  • Палудан, Энн (1998). Хроника китайских императоров: летопись правителей Императорского Китая . Нью-Йорк: Темза и Гудзон. ISBN   978-0-500-05090-3 .
  • Растелли, Сабрина (2008). Китай при дворе императоров: неизвестные шедевры от ханьской традиции до танской элегантности (25–907) . Скира. ISBN   978-88-6130-681-3 .
  • Скарпари, Маурицио (2006). Древний Китай: китайская цивилизация от истоков до династии Тан . Верчелли: Издательство VMB. ISBN   978-88-540-0509-9 .
  • Уотсон, Бертон (1971). Китайский лиризм: поэзия ши от второго до двенадцатого века . Нью-Йорк: издательство Колумбийского университета. ISBN   978-0-231-03464-7 .
  • Ю, Полина (2002). «Китайская поэзия и ее институты». В Фонге, Грейс С. (ред.). Сян Лекции по китайской поэзии . Том 2. Монреаль: Центр исследований Восточной Азии, Университет Макгилла.
  • Цзыжи Тунцзянь (на китайском языке). тт. 195 , 199 , 200 , 201 , 202 , 203 , 204 , 205 , 206 , 207 , 208 . 1084.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий