Зажги красный фонарь Подними красный фонарь Raise the Red Lantern (1991) –режиссёр Чжан Имоу

Своя колокольня

На сайте kinopoisk.ru аннотация к фильму «Подними красный фонарь» звучит так: «Трагическая история образованной девушки, ставшей четвёртой женой китайского феодала в 20-е годы, подробно раскрывает коварный механизм и философию тирании, выходящий за рамки чисто китайской традиции».

На другом сайте тот же фильм представлен так: «Женский коллектив – это ужасно и нет другого фильма, который сумел бы сказать об этом так прямолинейно и красочно».

Одна и та же история трактуется зрителями по разному. Один увидел тиранию, другой — отношения внутри женской группы. Разные точки зрения порождают разные выводы и следствия.

Заявляя о тирании зритель «назначает» ее причиной, обуславливающей весь ход картины. В такой логике героини фильма обретают ореол случайных и невинных жертв обстоятельств. Не повезло со временем, местом, традициями. Выбора нет, во всем виноваты внешние условия.

Единственный выход — это уповать на изменение системы. Сам человек рассматривается лишь как винтик, он подчинен провидению, игре внешних сил, обстоятельств.

Другая точка зрения в центр истории ставит группу женщин и отношения между ними. В этой логике героини фильма уже не винтики, а люди, способные определять свое поведение, а значит и отвечать за то, что в их группе происходит.

Тогда возникает вопрос, почему имея разум, и вероятно стремясь к лучшему, героини выбирают стратегию не объявленной войны по отношению друг к другу.

Никто не стремится получить власть ради реализации, свободы, конкретной пользы. Движущей силой является ненависть — желание унизить, подставить, сделать больно. Следствием этого становятся смерть, сумасшествие, проигрыш. Явно это не то, к чему стремиться стоит.

Zazhgi-krasnyiy-fonar-2-1.jpg?fit=1000%2C551&ssl=1

Точка зрения и причинность

Откуда берется ненависть? Она же появляется не сама собою. Это реакция на то, как человек видит факты, других людей, обстоятельства. Если весь окружающий мир рассматривается как опасный и враждебный, то человек и реагирует соответствующим образом. Но и мир отвечает взаимностью. И вот война уже в самом разгаре. А спровоцировал ее сам человек, точнее его точка зрения.

Как мы оцениваем обстоятельства? Может ли это оценка быть обусловлена привычкой? Например, результатом воспитания, «детского опыта и переживаний». А человек уверен, что его взгляд единственно верный и объективный.

Выйти из этого «планетария» можно лишь изменив точку зрения: пересмотрев ценности, этику, испробовав иной способ поведения. Но для начала требуется признать само наличие проблемы. Кино и может помочь это сделать.

Когда в финале кинокартины одна героиня погибает, а другая теряет рассудок, то поневоле задумываешься, как перестать наступать на эти грабли. И виноваты наверно не грабли, а тот, кто на них наступает.

«Согласно логике здорового эгоизма, нет никакого смысла в том, чтобы человек со всем участием и страстью действовал во вред себе. […] Несмотря на то, что внешне четыре женщины вынуждены подчиняться определенной власти, рабство, в котором они живут, представляет собой лишь внутреннюю западню, но никак не социальную». (Антонио Менегетти, «Онтопсихологическая синемалогия»).

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий